город:
+7 (812) 655-67-30
 
Вконтакте Mail.ru Facebook Одноклассники
товаров в корзине: 0
на сумму: 0.00 руб.
Оборудование
Инструменты
Обучающая информация
Схемы выкройки
Программное обеспечение

Мастер - класс размещен с разрешения автора - Любовь Лежанина.

Мотивы в "Эхо-Квилте".
Одним из излюбленных приемов стежки у квилтеров является использование «эхо»  (фото 1).

Рис.1
Рис.1 Эхо в квилтинге.



Что это такое? Это повторение строчкой, какого либо рисунка. «Эхо» можно использовать в покрывной стежке и в стежке - ленте (неоднократное обведение мотива или элемента узора). Но наиболее часто такой прием используется в качестве обведения контура. И этому вопросу мы уделим наибольшее внимание (фото 2).

Рис.2
Рис.2 Эхо в покрывной стежке.



Очень хорошо выглядит «ЭХО-КОНТУР» в трапунто. «Эхо» подчеркивает основной рисунок и отделяет его от покрывной стежки. Эхо - линии можно повторять от одного раза до бесконечности (вы можете ими заполнить всю поверхность квилта). Я часто использую этот прием при плотной центральной стежке (обратное трапунто, рисование на швейной машине и т.д.) (фото 3). И именно этот прием позволяет нивелировать неровности непростеганного фона.

Рис.3
Рис.3 Эхо в трапунто.



Особенностью этой стежки является то, что чем причудливее и разнообразнее абрис рисунка, который вы повторяете, тем легче выполнить эхо-контур. Подумайте сами, что легче повторить многократно – круг или многолепестной цветок?
Для того, чтобы отработать все нюансы этой стежки, я советую вам сделать несколько бумажных заготовок (по количеству разделов в этом уроке): в центре листа формата А4 приклеить (или нарисовать) небольшие рисунки. В начале каждой темы я буду вам давать рекомендации по выбору рисунков и их количеству. И я вам советую работать над этим уроком прямо с карандашом в руках и сразу заполнять соответствующие таблицы. Только тогда вы легко усвоите материал этой непростой темы. И конечно, дальнейшая практика на ткани закрепит полученные вами сегодня знания, и вы  с легкостью будете выполнять эхо-стежку.


1. Возможны три варианта создания ЭХО - КОНТУРА (пока ничего рисовать не надо):

  • Каждый виток «эхо» имеет замкнутую границу («закрытый контур» – ЗК). Стежка в этом случае прерывается по окончании каждого витка (фото 4).

Рис.4
Рис.4 Закрытый контур в эхо.

  • Переход из одного витка «эхо» в другой (движение по спирали) («открытый контур»- ОК) – стежка идет непрерывно (фото 5).

Рис.5
Рис.5 Непрерывная стежка.

  • Если пространство за рисунком не позволяет вам обвести его со всех сторон и «эхо - линии» прерываются на границе вашего квилта, это называется незавершенный контур (НЗК). Как закрытый, так и открытый контур, если их продолжать до границ квилта, превратятся в незавершенный (фото 6).

Рис.6
Рис.6 Незавершенное эхо.


Выполнение любого из этих эхо - контуров имеет свои преимущества, в чем вы убедитесь при дальнейшем моем повествовании. Перед квилтером, задумавшим окружить аппликацию, вышивку или рисунок трапунто, эхо - линиями встает несколько вопросов


2.Откудп начинать Эхо-Контур.
Для данного раздела попрошу заполнить таблицу II  (фото 7).

Рис.7
Рис.7 Таблица II.


Закрытый эхо-контур вы можете начать в любой точке эхо - линии, но лучше все-таки это делать в малозаметном месте, например, на вершине какого- либо уголка т.к. идеально свести начало и конец этой линии на прямой часто бывает проблематично (фото 8).

Рис.8
Рис.8 Закрытый эхо-контур.



Открытый эхо- контур чаще всего начинается непосредственно на контуре обводимого рисунка . Существует несколько возможностей для его начала :

  • Начать непосредственно на абрисе рисунка и линию вести параллельно линии контура на расстоянии, равном промежутку между эхо - витками (фото 9).

Рис.9
Рис.9 Параллельная линия.

  • Начать непосредственно на абрисе рисунка (лучше из уголка) и постепенно увеличивая расстояние выйти на эхо-контур (фото 10).

Рис.10
Рис.10 Выход на эхо-контур.

  • Начать непосредственно на абрисе рисунка, продолжив линию одного из уголков до ширины промежутка между эхо - витками, и под углом войти в эхо-контур (фото 11).

Рис.11
Рис.11 Вход в эхо-контур.

  • Начать рядом с рисунком из точки, отстоящей от абриса на расстояние, равное промежутку между витками (фото 12).

Рис.12
Рис.12 Начало эхо-контура.

  • Начать рядом с рисунком с какой-нибудь незамысловатой фигуры и затем войти в эхо-контур (фото 13).

Рис.13
Рис.13 Вход в эхо-контур.

После изучения данного раздела у вас должна получиться примерно такая нарисованная таблица – фото 14.

Рис.14
Рис.14 Таблица с образцами рисунков.

3. Как завершить Эхо-Контур.

Для данного раздела попрошу заполнить таблицу III (фото 15).

Рис.15
Рис.15 Таблица III.


Если вы начали ЭК на вершине одного из углов, вы и закончите его без всяких проблем в той же самой точке (фото 16).

Рис.16
Рис.16 Заканчивание эхо-контура в начале.

Закончить эхо-линию в ОК можно несколькими способами:

  • Завершить эхо-контур на любом витке эхо - линии, но лучше всего недалеко от того места, где вы начинали и точно так же, как вы его начинали (фото 17, 18).

Рис.17

Рис.18
Рис.17 и 18 Завершение эхо-контура.

  • Завершить эхо - линию в любой точке очередного витка, но при этом линия «эхо» плавно переходит в линию узора покрывной стежки (фото 19).

Рис.19
Рис.19 Переход линии эха в стежку.

  • Закончить эхо - линию в любой точке очередного витка каким - нибудь узором (небольшая спираль, цветок, вьюнок, бантик и т.д. и т.п.) (фото 20).

Рис.20
Рис.20 Заканчивание эха.

  • Завершить эхо-контур на одном из острых углов. Надо дойти до вершины угла и возвратиться в самую верхнюю точку предыдущего ряда (фото 21).

Рис.21
Рис.21 Завершение эхо-контура.


В результате проработки данного раздела, у вас должна получиться примерно такая таблица (фото 22).

Рис.22
Рис.22 Таблица после проработки.



4. Какое расстояние должно быть между витками Эхо-Контура.

Для данного раздела надо заполнить таблицу IV (фото 23).

Рис.23
Рис.23 Таблица IV.



Варианты:

1. Расстояние между витками не изменяется
2. Расстояние между витками постепенно увеличивается
3. Расстояние между витками постепенно сокращается
4. В некоторых местах линии сближаются друг с другом, в других отдаляются (фото 24).

Рис.24
Рис.24 Расстояние между витками.



5.Необходима ли точность поторения абриса рисунка в Эхо-Контуре.

Для данного раздела надо заполнить таблицу V (фото 25).

Рис.25


Рис.25 Таблица V.



Варианты:

  • Точное повторение контура на всех витках (фото 25а).

Рис.25а
Рис.25а Повторение контура.

  • В первом витке (или витках) вы повторяете контур, а затем начинаете его постепенно «искажать», сглаживая углы, увеличивая или уменьшая « выпуклости и вогнутости» основного рисунка и в конце концов ваши последние витки могут не иметь практически ничего общего с первым (но это надо делать постепенно, иначе это будут уже не эхо - линии) (фото 25б).

Рис.25б
Рис.25б Постепенное повторение конутра.

Рис.26
Рис.26 Итоговая таблица по этому разделу.

6. Как правильно выстрочить углы в Эхо-Контуре.

Для данного раздела надо заполнить таблицу VI (фото 27).

Рис.27
Рис.27 Таблица VI.

При точном повторении эхо - линий вы должны особое внимание уделить углам. Чтобы точно выстрочить углы, работу первое время вам придется «крутить».Помните, что расстояние от угла в предыдущей линии до угла в последующей всегда немного больше, чем промежуток между линиями по прямой. Причем, чем острее угол, тем это соотношение более выражено (см. фото 28, 29).

Рис.28

Рис.29
Рис.28 и 29 Соотношение углов.

Есть различие в выстрачивании наружных и внутренних углов:- подходя к наружному углу, чуть продвиньтесь вперед, задержитесь в точке вновь созданного угла на пару стежков, отдохните. Повернув свою строчку после угла, до начала стежки сверьтесь (можно по лапке - лапка изображена на фото в виде сердечка). На достаточном ли расстоянии от предыдущего витка стоит ваша игла и только потом строчите дальше (фото 28).

Подходя к внутреннему углу вы, наоборот, не доходите до него на такое расстояние, где ваша игла встанет ровно посередине между линией, которую вы уже прострочили (одной стороной угла) и той, которую вы еще собираетесь строчить (другой стороной угла). Точно так же, как в наружном углу, немного «потопчитесь», поверните вашу строчку, сверьте по лапке расстояние от предыдущей линии и продолжайте путь (фото 29).

При этом, если провести из угла основного рисунка луч, соединяющий углы эхо - линий, все эти углы должны быть расположены на этом луче (это может быть как прямая, так и дуга, но не волнистая линия)!!! Для начала вы даже можете начертить маркером или смывающимся карандашом линии, исходящие из углов. Это поможет вам правильно расположить углы последующих эхо - линий (фото 30).

Рис.30
Рис.30 Углы эхо-линий.

Если у вас несколько углов, то где-то они могут постепенно сходиться, а где-то наоборот расходиться (фото 31).На концах очень длинных и острых наружных углов можно сделать небольшую перпендикулярную углу площадочку (как бы, обрубить угол), и дальше обводить уже её. Тут тоже есть небольшая хитрость и подсказка. Когда вы сделаете первую площадочку после острого угла, то соедините её концы с этим углом и продолжите дальше. И все последующие «площадки» должны вписываться в эти границы (фото 32).

Рис.31
Рис.31 Расход и схождение углов.

,Рис.32
Рис.32 Площадки.

Если вы выполняете «неточный эхо-контур» прохождение углов не представляет большой трудности – вы просто их постепенно «скругляете».Раздел сложный, поработайте над этим вопросом серьезно и сделайте примерно такую таблицу - фото 33.

Рис.33
Рис.33 Таблица углов.

7. Как выстрочить "Внутреннее Пространство" (ВП).

Для данного раздела надо заполнить таблицу VII (фото 34).

Рис.34
Рис.34 Таблица VII.

Случается так, что линии, ведущие во внутренний угол, уже сошлись, а за ними осталось необведенное пространство. Есть различие в заполнении «внутреннего пространства» (ВП) при выполнении закрытого и открытого эхо - контура.

В ЗК вы обводите внутреннее пространство до тех пор, пока расстояние между входящим и выходящим отрезком не станет равно промежутку между эхо - витками. Вы можете продолжить ваш эхо-контур до желанного завершения, а оставшееся пространство пока оставить нетронутым. Затем вы возвращаетесь в ВП и заполняете его отдельными замкнутыми эхо - витками (фото 35).

Рис.35
Рис.35 Заполнение внутреннего пространства.

Когда вы выполняете ОК, вы также обстрачиваете внутреннее пространство эхо - линиями, но только до тех пор, пока в узкой части расстояние между ними не будет равно промежутку между эхо - витками. В этом случае возвратитесь назад и заполните оставшееся пространство так, как мы с вами заполняли спираль. Приходится в конце этой спирали оборвать нить и начать заново строчку из той точки, откуда вы заходили в спираль (фото 36, 37).

Рис.36

Рис.37
Рис.36 и 37 Обрыв нити и начало строчки.

Рис.38
Рис.38 Таблица VII.

8. Какой цвет ниток выбрать для Эхо-Контура.

Для данного раздела надо заполнить таблицу VIII (фото 39).

Рис.39
Рис.39 Таблица VIII.

Варианты:

  • Цвет эхо - линий в цвет основного рисунка.
  • Цвет эхо – линии в цвет покрывной стежки.
  • При исполнении ЗК эхо - линий вы можете начать в первом витке с ниток в цвет основного рисунка и постепенно (меняя нитки в каждом новом витке) перейти в цвет покрывной стежки.
  • Хорошо использовать для эхо - линии меланжевые нитки (в которых бы сочетались как цвет рисунка, так и цвет покрывной стежки или фона).
  • Если вы хотите просто выровнять фон, можно взять нитки в цвет фона – в этом случае стежку практически не видно, но рисунок как бы волнообразно расширяется.
  • И наконец, возможно выполнение эхо - контура нитками, контрастными фону.Таблица на фото 40 хорошо отражает все эти варианты.

Рис.40
Рис.40 Таблица цветов нитей.

9.Возможно ли заполнение Эхо-Витков рисунком.

Для данного раздела надо заполнить таблицу IX (фото 41).

Рис.41
Рис.41 Таблица IX.

Конечно, возможно. И кстати, такие эхо – витки смотрятся очень красиво и необычно (фото 42,43 ).

Рис.42

Рис.43
Рис.42 и 43 Заполнение витков эхо-контура рисунком.

Имеются существенные различия в заполнении рисунком разновидностей эхо - контура.

В закрытых эхо - контурах прекрасно смотрится стежка лента и заполнение рисунка как всегда идет через полосу (ближайший к абрису основного рисунка виток обязательно остается свободным от узоров) Выполняются два соседних витка эхо - контура и, не прерывая строчки, расстояние между ними выстегивается узором (фото 43,44).

Рис.44
Рис.44 Закрытый эхо-контур.

В открытом непрерывном контуре хорошо смотрятся поперечные полосы, петельки, завитки и другие незамысловатые рисунки, расположенные в шахматном порядке. Этот узор лучше наносить сразу при исполнении эхо - контура. То есть, вы ведете эхо-линию и через определенные промежутки дополняете её каким-либо поперечным элементом (фото 45, 46).

Рис.45

Рис.46
Рис.45 и 46 Поперечные полосы в эхо-контуре.

В незавершенном открытом эхо - контуре вы можете заполнить стежкой – лентой только те витки, которые обрываются на границе квилта, то есть незавершенны. Сначала вы полностью выстрачиваете вашу работу эхо - линиями. И лишь после этого выбираете, какие из эхо - витков заполнить стежкой - лентой.При этом постарайтесь не ошибиться и заполнить только те витки, которые незавершенны и сверху и снизу. Иначе вас ожидает вот такая ошибка - фото 47. Для того чтобы правильно выбрать витки - поставьте на них какой-то опознавательный знак (например, галочку, полоску, точку) смывающимся маркером и ещё раз проверьте свой выбор (фото 48).

Рис.47
Рис.47 Ошибка.

Рис.48
Рис.48 Проверка своего выбора.

И лишь потом стегайте (фото 49).

Рис.49
Рис.49

Рис.50
Рис.50 Итоговая таблица этого раздела.

Вот сейчас, изучив все разделы этого урока , вы смело можете заполнить таблицу № 1 – «РАЗНОВИДНОСТИ ЭХО-КОНТУРА» - фото 51

Рис.51
Рис.51 Разновидности эхо-контура.

Домашнее задание по уроку № 6, часть А и Б.

1) На тренировочном сэндвиче размером 15х20 см нарисовать три ряда геометрических фигур – треугольники, трапеции и половинки окружности. Обвести эти фигуры с одной стороны 4-5 рядами эхо - линий (отработка наружных и внутренних углов) (фото 52,53).

Рис.52
Рис.52 Ряды геометрических фигур.

Рис.53
Рис.53 Эхо-контур геометрических фигур.

2) В центре сэндвича выстрочить многолепестной цветок и окружить его 8-10 витками варьирующего эхо - контура (фото 54).

Рис.54
Рис.54 Многолепестной цветок.

3) В центре сэндвича (размер последнего не менее 20х20 см) изобразить сложный рисунок, состоящий из нагромождения геометрических фигур: треугольников, прямоугольников, квадратов, многоугольников и т.д. Создайте открытый эхо-контур этих фигур, используя все пространство тренинга и заполните эхо - витки любым возможным узором стежки в шахматном порядке. Узор наносите сразу при движении по спирали (фото 55).

Рис.55
Рис.55 Нанесение рисунка при движении по спирали.

4) В центра сэндвича (размер не менее 30х30 см) изобразите сложную фигуру из волнистых линий ( например, лист, цветок, бабочка) и окружите его закрытым точным эхо - контуром. Заполните эхо-контур стежкой-лентой через одну полосу. Бабочка на фото 43 выполнена в качестве иллюстрации к этому заданию. Но на этом курсе я бы хотела, чтобы в четвертом задании вы использовали созданный на пятом уроке образец - обратное трапунто. Желательно в этом эхо - контуре (начиная со второго витка) использовать стежку - ленту с теми же узорами, что вы выстрочили в центральном рисунке.

Индийская вышивка "Кантха".

Сегодня нас, путешественников по лоскутному миру, судьба занесла в бывшую индийскую провинцию Восточную Бенгалию, а ныне граничащее с Индией государство Бангладеш. На этой земле издревле женщины занимались рукоделием. Самым распространенным видом рукоделия среди бенгальских женщин была вышивка – стежка «кантха» (kantha) (фото 1).

Рис.1
Рис.1 Вышивка - стежка "Кантха".

Кантха - продукт бережливости и экономного ведения хозяйства. Вышивки делались во время женского досуга, особенно в сезон дождей или когда зима вторгалась в села в дельте реки Ганг. Изначально изготавливалась кантха на полотне из нескольких слоев (от 3 до 8) бывших сари, а вышивка на них делалась старыми нитками, выдернутыми из бордюров других сари. Стежка укрепляла ткань, делая ее прочнее и долговечней. В зависимости от числа слоев и величины менялось и предназначение этих рукодельных работ в диапазоне от зимних одеял (НАКШИ - КАНТХА) до маленьких молитвенных ковриков.

Беременные женщины тратили последний триместр беременности для создания Накши Кантха для новорожденного ребенка, полагая, что укутывание малыша в такое одеяльце – это залог счастья в семье и защита ребенка от болезней. В некоторых районах вся семья невесты до сих пор вышивает свадебное платье и вещи для её нового дома.И еще, сохранилась одна из древних традиций. Сразу после рождения девочки бабушка начинает вышивать "багх" - свадебную шаль, на выполнение которой уходят годы, так как она должна быть полностью покрыта вышивкой.

Примерно такой же вышивкой украшали и новые женские сари, и рубашки для мужчин и женщин. Традиционно kantha никогда не были предназначены для продажи - они были сделаны либо в качестве подарка, либо для личного пользования.

Изделия с вышивкой - стежкой кантха отличаются изяществом и искусностью. Почти вся поверхность кантха заполняется очень мелким ручным стежком «вперед иголкой», которые бенгальские женщины называют «бегущим». Было и множество специальных швов (фото 2).

Рис.2
Рис.2 Специальные швы.

Некоторые традиционные стежки кантха напоминают шов зигзаг на швейной машине. Швы располагались в разном порядке: в виде решеток, прямых или волнообразных линий, эхо - контуром вокруг основного рисунка и т.д. (фото 3).

Рис.3
Рис.3 Расположение швов.

Поверхность при этом принимала нежно – рифленый вид. Работа эта очень трудоемкая. Для изготовления одного Накши кантха уходило от нескольких месяцев, до нескольких лет. Поэтому эти изделия высоко ценились в бенгальских семьях и передавались из поколения в поколение. Традиционно вышивка делалась на светлом или белом фоне, чтобы её хорошо было видно. Отмечалось разнообразие мотивов, используемых для кантхи. Дело в том, что в Бангладеш издревле жили люди разных вероисповеданий. Среди них очень много мусульман, буддистов, христиан. И каждый вносил свою лепту в узоры кантхи. Но все - таки, основным центральным рисунком чаще всего был цветок -  лотос (фото 4, 4а). 

Рис.4

Рис.4а

Рис.4 и 4а Цветок-лотос.

А обрамляли его узоры, которые сейчас принято называть «пейсли» или «огурцы» (именно Индия является родиной этого распространенного узора)  (фото 5).

Рис.5
Рис.5 Рисунок огурцы.

По периметру располагались рисунки, изображающие различных животных, деревья, листья или цветы. Благодаря мусульманским веяниям, в кантхе применялись и геометрические орнаменты. Нередко фигура человека тоже являлась объектом внимания вышивальщицы кантха (фото 6). 

Рис.6
Рис.6 Изображение человкеа в рисунках Кантха.

Ниже приведена одна из традиционных схем Накши Кантха (фото 7). 

Рис.7
Рис.7 Традиционные схемы Накши Кантха.

В изготовлении кантхи использовались нитки простых цветов – красный, оранжевый, желтый, сине-черный, голубой, коричневый и зеленый (фото 8). 

Рис.8
Рис.8 Цвета ниток в Кантхи.

И цвет вышивки имел большое значение:

  • Синий и голубой - цвета Кришны, одного из воплощений бога Вишну. Одежду такого цвета женщины одевают для тайных встреч с возлюбленными.
  • Красный - означает любовь. И в Индии невесты надевают свадебную одежду в красных тонах, что символизирует семейную гармонию и счастье. Чем интенсивнее цвет, тем сильнее любовь. Темно красный и фиолетовый - олицетворение высшей силы любви.
  • Желтый - цвет манго, кукурузы и горчицы – означает плодовитость.
  • Цвет шафрана ассоциируется с самоотречением и мученичеством.
  • И конечно белый - цвет чистоты, цвет великого индийского бога Шивы. Вышивку дополняют ракушки, пайетки, блестящие пуговицы, маленькие зеркала. Считается, что зеркальце ослепляет дьявола и защищает от сглаза (фото 9).

Рис.9
Рис.9 Использование зеркала в вышивке Кантха.

Вышивка кантха используется для украшения изделий и современными индийскими и бенгальскими мастерицами. Но в наше время появляются новые элементы. Помимо стежки в работах часто добавляется аппликация. Иногда плотной строчкой в несколько рядов окружают рисунки на набивной ткани. Как царственно богаты сари, украшенные вышивкой кантха, пайетками и маленькими зеркальцами! (фото 10,11)! 

Рис.10

Рис.11
Рис.10 и 11 Сари.

До чего хороши сумочки  (фото 12,13,14)!  

Рис.12

Рис.13

Рис.14
Рис. 12,13 и 14 Сумочки в технике Кантха.

Одеяла (накши кантха) тоже великолепны (фото 15,16,17).

Рис.15

Рис.16

Рис.17
Рис. 15,16 и 17 Одеяла выполненные в технике Кантха.

Перенести вышивку кантха в машинное исполнение оказалось очень непросто. Украсить всю поверхность параллельной прямой строчкой или слегка волнистой линией (по существу, это эхо - контур с расстоянием между линиями от 5 до 0,5 мм)- это очень трудоемко. Но я решила не отступать от своей традиции и попыталась переложить старинный узор ручной стежки в машинную строчку. Я решила, что для него подойдет мотив «рыба» (кстати, взят настоящий рисунок для кантха) (фото18).

Рис.18
Рис.18 Мотив рыба.

В индийской мифологии это счастливый знак. Он означает благосостояние, процветание и комфортабельную жизнь. Для цветового решения я взяла традиционные цвета стежки кантха: красный, желтый и голубой, контур рыбы обвела темно-серой нитью. Самое сложное было заполнить всю поверхность эхо - контуром (размер моей работы 27х40 см) (фото 19).

Рис.19
Рис.19 Заполнение эхо-контуром.

Домашнее задание по уроку № 7, часть В.

Сшить заготовку для небольшого изделия (сумки, салфеточки, панно) с использованием машинной интерпретации вышивки кантха. А может быть, это будут блоки для будущего одеяла? Для вдохновения приведу здесь несколько мотивов для создания этой красивой стежки-вышивки КАНТХА (фото 20-26).

Рис.20

Рис.21

Рис.22

Рис.23

Рис.24

Рис.25

Рис.26
Рис.20-26 Образцы рисунков для стежки-вышивки КАНТХА.

Это элементы дизайна, из которых вы можете составить свой неповторимый узор. Хорошо, если для заполнения фона вы используете частый, точный эхо-контур (ещё одна тренировка не помешает).

НИ ДНЯ БЕЗ СТРОЧКИ!!!

Автор мастер - класса Любовь Лежанина.

анонсы